Ийона Тихая (ijona_tihaja) wrote,
Ийона Тихая
ijona_tihaja

Categories:

о современном искусстве

Любая дискуссия о современном искусстве с моим участием всегда разворачивается по одному и тому же сценарию.

Собеседник: Не понимаю я современного искусства!
Я: Просто чтобы понимать современное искусство, как и всякое другое, нужна определенная подготовка, которую многие не получают в силу предубеждения.
Собеседник: Но не слишком ли много подготовки требуется? Современное искусство какое-то вымученное, заумное, без искры и второго дна.
Я: Ну хуй знает.

В этой беседе я делаю ложный ход - ход, который неизбежно заводит ее в тупик. Я предполагаю, что подготовку для восприятия современного искусства невозможно получить из воздуха, потому что оно все еще слишком маргинально. Мол, нужно прикладывать какие-то сознательные усилия, читать книги и все такое. Но в действительности это не обязательно так, что подтверждает одна история из моей собственной жизни, которая почему-то не всегда приходит на ум в разговорах о современном искусстве.

В детстве, в пятом-шестом классе, я была на двух фестивалях из серии так называемых Хармс-фестивалей, которые устраивал художник Михаил Карасик. И потом, уже в более сознательном возрасте, еще на одном, 2005 года. Поскольку моя "подготовка" в области современного искусства довольно скудна, я затрудняюсь дать этим мероприятиям точное определение. Перформанс? Хэппенинг? Интервенция? Бог знает. Но это несомненно было то самое "современное искусство", которым пугают маленьких детей.

В голове остались смутные обрывки воспоминаний. Вот мы пришли смотреть какое-то представление... тех, кому не хватило стульев, сажают на пол, на журналы "Огонек"... Вот актер зачитывает рассказ про Хармса, который якобы сделал себе железные зубы, и внезапно другой актер начинает кидаться на зрителей и КУСАТЬ ИХ, иллюстрируя повадки писателя. Затем одной счастливице из числа зрителей вручают здоровенный, чуть ли не с нее размером, членский билет Международного товарищества друзей Хармса, каковое название вопреки всем законам здравого смысла сокращено до аббревиатуры МЕТОДУРХ...

Вот всем раздают транспаранты с забавными надписями... потом мусорные пакеты - кажется, чтобы собирать мусор на территории, где проводится фестиваль, - но преподносится это как-то необычно... Вот ряженные в пионеров люди торжественно разрезают ленточку, открывая фестиваль... А вот вываливаются из окна вываливающиеся старухи в человеческий рост, сделанные из ваты и тряпья, и я подхватываю одну из них и несу к очередной локации, куда перемещаются участники фестиваля...

Недавно я зашла на страничку фестивалей, чтобы освежить воспоминания, и вдруг обнаружила, что присутствую на паре фотографий, выложенных там (очень странное ощущение). Обратите внимание на черно-белую. Вы видите, как много здесь детей и подростков? Видите, какие у них простые, ясные лица, не замутненные знанием слов типа "постмодернизм", "дискурс", "симулякр", не говоря уж о каком-нибудь "шизоанализе"? О нет, это не лица снобов и деградантов, которые лакируют Деррида Розалиндой Краусс. По крайней мере, я точно была не из таких пятиклассников.

Не из таких - и при этом хорошо помню, что Хармс-фестивали вызвали у меня море эмоций, представлялись чем-то веселым, неформальным, лишенным того затхлого духа, которые распространяли вокруг себя иные взрослые, - короче как детский утренник, только без цензуры. Это был не тот случай, когда читаешь книги не по возрасту, чтобы почувствовать себя умнее, - ровно наоборот. Как ни странно, современное искусство оказалось для меня, малолетки, гораздо доступнее, чем, допустим, вполне традиционный Карл Брюллов, с которым я тоже была тогда знакома, - и который был понятен только умом, в контексте знаний о классицизме, но никакого удовольствия не доставлял.

В общем, даже если ты думаешь, что не подготовлен к современному искусству, знай: оно уже с тобой!



Subscribe

  • этот ебаный невский проспект

    Ощущение тотального пиздеца бывает приятным. Я говорю сейчас не про какие-то личные проблемы, в которых ничего приятного нет, а про чувство,…

  • Just an Ordinary Room

    Почему-то не написала сюда о второй в жизни игре, к созданию которой я приложила руку, исправляюсь. Сейчас игра называется Room Escape Escape,…

  • мужик в доме

    Предлагаю вашему вниманию аналитическое эссе на тему одной из ключевых сцен российского фильма "Мужик в доме", недавно прошедшего в прокате. Автор…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • этот ебаный невский проспект

    Ощущение тотального пиздеца бывает приятным. Я говорю сейчас не про какие-то личные проблемы, в которых ничего приятного нет, а про чувство,…

  • Just an Ordinary Room

    Почему-то не написала сюда о второй в жизни игре, к созданию которой я приложила руку, исправляюсь. Сейчас игра называется Room Escape Escape,…

  • мужик в доме

    Предлагаю вашему вниманию аналитическое эссе на тему одной из ключевых сцен российского фильма "Мужик в доме", недавно прошедшего в прокате. Автор…