Ийона Тихая (ijona_tihaja) wrote,
Ийона Тихая
ijona_tihaja

Categories:

Три цвета: Синий



"Синий" Кесьлевского - прекрасный фильм. Подозреваю, что 50% его очарования составляет музыка, но какая разница.

Он довольно прост, и тем не менее экспликация некоторых смыслов, думаю, будет уместна. Посему я хочу привести здесь интерпретацию, которую дал Жижек в "Киногиде извращенца":

----------
"Можно свести свою жизнь - кто-то так и делает - к оплакиванию, скорби по утраченному объекту. Жюли из "Три цвета: синий" узнает, что ее муж был не таким, каким она его считала, что он ее обманывал, у него была любовница и она беременна. Это самая ужасная потеря, когда сами координаты реальности распадаются. Проблема в том, как заново собрать себя.

В замечательном эпизоде героиня возвращается домой и находит на полу новорожденных мышат, копошашихся радом со своей мамой. Эта сцена ужасает героиню. Жизнь для нее с очевидностью предстала в своей полной бессмысленности и грязи.

о, что она может сделать в конце, - это выдержать правильную дистанцию по отношению к миру. Это то, что происходит в знаменитом кадре из фильма, в котором мы видим лицо Джули, когда она занимается любовью. Это нереальное "подвешивание" временных и пространственных границ, это свободное перетекание пространства фантазий, оно не имеет ничего общего с дистанцированием от реальности... но позволяет нам приблизиться к ней. Она выстраивает координаты, которые дают ей возможность снова пережить реальность исполненную смысла.

И как будто урок, не только для мужчин, но и для женщин, заключается в том, что сексуальное взаимодействие, сексуальные отношения могут существовать только посредством фантазии. Проблема, конечно, в том, воссоздаваема ли эта фантазия, является ли она истинным горизонтом нашего опыта.

Музыка в этой связи, очевидно, функционирует как фетиш, как завораживающее присутствие, чье назначение в том, чтобы утаивать бездну тревоги. Музыка - это то, чем по Марксу является религия, - "опиум для народа". Опиум, который должен нас усыпить, погрузить в некое обманчивое блаженство, которое позволяет нам избежать пропасти невыносимой тревоги.

Мы видим плачущую Жюли, но через стекло. Мне кажется, что оно обозначает восстановление фантазматического. И я склонен назвать эти слезы слезами радости. "Я могу сейчас печалиться, потому что все это меня уже не касается напрямую".

"Три цвета: синий" предлагает это мистическое единение, восстановленную фантазию, как то, что поддерживает наше отношение к миру. Но цена, которую мы при этом платим, такова, что воистину подлинный момент принятия тревоги, который является самим условием человеческого, оказывается здесь утерян".
----------

То, что говорит Жижек, кажется мне абсолютно верным - кроме последней фразы.


Мои соображения:

"Синий" - часть трилогии под названием "Три цвета", посвященной идеалам Французской революции: свободе, равенству и братству - которым соответствуют цвета французского флага. "Синий" раскрывает тему свободы.

Героиня переживает тяжелую травму, после которой жизнь кажется ей бессмысленной. Зачем вступать в связи с другими людьми, если в любую минуту они могут оборваться, зачем к чему-то стремиться? Это, по ее собственному выражению, ловушки.

В фильме очень часто фигурирует стекло: мать Жюли сидит за стеклянной дверью; на экране телевизора показывают похороны композитора и т.д. Все люди как бы находятся за стеклом; между ними и реальностью существует незримая преграда - смысл. А Жюли, свободная от смыслов, пребывает как в реальности.

Ее свобода - та, которую проповедовали экзистенциалисты, свобода человека, который созерцает абсурдность бытия. Но оказывается, что принять эту ужасную, бессмысленную действительность слишком сложно. И в финале Жюли снова со всеми, за стеклом.

На мой взгляд, встреча с "бездной" не проходит для нее бесследно. И человеческое вовсе не заключается в принятии абсурда, как полагает Жижек. Напротив, человек всегда существовал и будет существовать в рамках придуманных им иллюзий.

Столкновение с ужасом бытия, показывает, с одной стороны, относительность всех смыслов, а с другой - их крайнюю необходимость. Героиня фильма вернулась во вселенную фантазий преображенной. Свобода не в том, чтобы быть вне, а в том, чтобы просто знать о существовании того, безумного мира, и строить свои иллюзии уже сознательно. Свобода - это свобода творчества. Синий цвет в фильме связан именно с творчеством, с музыкой.

Скажем так, опыт, который прошла героиня, развязал ей руки, позволил ей быть не просто пассивным потребителем фантазий, но их создателем. Такова единственная свобода, которая нужна человеку.


Нотабене! Узнав, что такое Матрица, вы получаете невероятные способности и клевый кожаный плащ, так что разрушать ее нет никакого смысла.


И, кстати, в другом месте "Киногида" Жижек говорит как раз об этом:

----------
"Выбор между синей и красной таблеткой на самом не есть выбор между иллюзией и реальностью. Конечно, Матрица - машина иллюзий. Но это те иллюзии, которые изначально структурируют нашу реальность. Если изъять из нее те символические функции, которые регулируют ее, то исчезнет сама реальность.

Мне нужна третья таблетка. Что такое третья таблетка? Определенно не какая-то трасцендентальная таблетка, которая создает подделку религиозного опыта в стиле фаст-фуда, но таблетка которая позволяет мне воспринимать не реальность позади иллюзии, а реальность в самой иллюзии".
----------


И вот финал фильма в сопровождении замечательной, как я уже говорила, музыки.
Subscribe

  • этот ебаный невский проспект

    Ощущение тотального пиздеца бывает приятным. Я говорю сейчас не про какие-то личные проблемы, в которых ничего приятного нет, а про чувство,…

  • Just an Ordinary Room

    Почему-то не написала сюда о второй в жизни игре, к созданию которой я приложила руку, исправляюсь. Сейчас игра называется Room Escape Escape,…

  • о современном искусстве

    Любая дискуссия о современном искусстве с моим участием всегда разворачивается по одному и тому же сценарию. Собеседник: Не понимаю я современного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments

  • этот ебаный невский проспект

    Ощущение тотального пиздеца бывает приятным. Я говорю сейчас не про какие-то личные проблемы, в которых ничего приятного нет, а про чувство,…

  • Just an Ordinary Room

    Почему-то не написала сюда о второй в жизни игре, к созданию которой я приложила руку, исправляюсь. Сейчас игра называется Room Escape Escape,…

  • о современном искусстве

    Любая дискуссия о современном искусстве с моим участием всегда разворачивается по одному и тому же сценарию. Собеседник: Не понимаю я современного…